Светильники-шары часто применяются для освещения интерьеров и галерей классических зданий с крестовыми сводами. Строгая форма шаровидного подвеса близка фундаментальной классической архитектуре, стремящейся достичь выразительности не прибегая к кричащей роскоши, но следуя определённым канонам. Цепь подвесного светильника обычно крепится в точке пересечения диагональных рёбер свода, украшенных штукатурными тягами.

Устройство крестовых и других сложных сводов было распространённой практикой в строительстве до середины XIX века, но затем, по мере внедрения прогрессивных материалов (металлопроката, цементных вяжущих и пр.), пошло на убыль.

Гостиный двор в центре Санкт-Петербурга (универмаг «Большой Гостиный Двор»), галереи с крестовыми сводами XVIII века.

Интерьеры железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга). Подвесы с шаровидными плафонами из молочного стекла.

Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.

Светильники-шары на сводчатых потолках железнодорожного вокзала «Ораниенбаум-1» в городе Ломоносове (Петродворцовый район Санкт-Петербурга), март 2018 года.

Присутствие подвесов целесообразно отнюдь не на каждом своде. Ниже на фото демонстрируется крестовый свод, свободный от светильника. Дорогая редакция полностью одобряет данное решение. Свисающий с потолка шар нарушил бы визуальное единство надлестничного пространства, а установка и обслуживание светового прибора над лестничным маршем сопровождались бы известными трудностями.

Отсутствие подвеса на своде обеспечивает визуальное единство надлестничного пространства. Железнодорожный вокзал «Ораниенбаум-1», март 2018 года.Отсутствие подвеса на своде обеспечивает визуальное единство надлестничного пространства. Железнодорожный вокзал «Ораниенбаум-1», март 2018 года.

Функцию освещения лестницы берут на себя бра-тарелки, установленные на стены (межсводные колонны) и не вполне сочетающиеся с подвесами. Судя по ряду признаков, подвесы были произведены в СССР со старорежимной основательностью, а тарелки – плод работы современной промышленности, не стремящейся к выпуску долговечной продукции. Тем не менее, круглые белые стёкла настенных светильников-тарелок отчасти гармонируют со сферами советских плафонов и не отторгаются взором.

Сводчатые потолки вокзала «Ораниенбаум-1» помогут нам рассмотреть ещё один нюанс. На следующем фото Вы увидите люстру, установленную на высшей точке зеркала межсводной арки, а не по центру крестового свода. Это современная люстра с металлическими подвесками, стилизованными под столовые приборы (ложки, вилки), и призванная указывать на близость ресторана.

Современная люстра с металлическими подвесками, установленная на высшей точке зеркала межсводной арки. Железнодорожный вокзал «Ораниенбаум-1», март 2018 года.Современная люстра с металлическими подвесками, установленная на высшей точке зеркала межсводной арки. Железнодорожный вокзал «Ораниенбаум-1», март 2018 года.

На фоне добротного конструктива здания, возведённого в середине XIX века, современная люстра (кстати, ещё не самая плохая) выглядит откровенно хлипко.

А теперь рассмотрим обратный пример (без сводов и шаров) – освещение галереи Гостиного двора в городе Кронштадте (Кронштадтский район Санкт-Петербурга). Здание, занявшее целый квартал, образованный проспектом Ленина и улицами Карла Маркса, Советской и Гражданской, вполне классическое, но потолков с крестовыми сводами в его галерее нет. Соответственно, задача освещения галереи решена иначе – за счёт установки настенных светильников, эдаких крупных бра, которые прекрасно вписались в окружающую обстановку и добавили своеобразную «изюминку» к классической строгости.

Освещение галереи Гостиного двора в городе Кронштадте (Кронштадтский район Санкт-Петербурга), март 2018 года.

Попробуем мысленно заменить настенные светильники шаровидными подвесами… Но нет! При отсутствии крестовых сводов шары уже не будут смотреться столь органично, как в сводчатых галереях Гостиного двора в центре Санкт-Петербурга (универмаг «Большой Гостиный Двор») или в интерьерах ораниенбаумского вокзала.

Мораль сей басни такова: есть потолки с крестовыми сводами – можно смело применять светильники-шары, пусть даже совсем простые и / или брутальные. Важно лишь подобрать соразмерные архитектурным деталям плафоны и при этом стараться не мельчить. А если крестовых сводов нет, стоит хорошо подумать, и, возможно, остановиться на ином осветительном решении.