Сколько стоит повесить люстру? Из чего складываются цены на установку светильников?

Подобными вопросами часто задаются желающие заказать профессиональному электрику установку люстры, подвеса или бра. В этом нет ничего удивительного — люди желают знать, за что они платят деньги.

Вообще-то отвечать на подобные вопросы должны прейскуранты. Однако обычно они пишутся сухим языком табличных цифр, и порой ещё больше запутывают заказчика. Цифры есть, а откуда они взялись — не понятно.

Итак, из чего же складываются цены на установку люстр, подвесов, бра и других светильников? Попробуем пролить свет на этот вопрос.

Оговоримся сразу, что в статье мы рассмотрим технологические факторы и отчасти маркетологические. Субъективные факторы затрагивать не будем. Предполагается, что расстояние до объекта, где будет производиться установка люстры (или сразу нескольких люстр) приемлемое.

Кстати, если Вы электрик, и у Вас есть сомнения по поводу расстояния, их не стоит озвучивать заказчику (см. подробности на Продавце света).

Равно и наоборот — если Вы заказчик, не стоит зацикливаться на поиске электрика из соседнего двора. Есть более важные задачи — качество, безопасность и т. п. Нормальные электрики не будут поднимать в разговоре с Вами тему «ехать чёрт-те куда, поэтому заплатите в 100 раз больше». См. предыдущий абзац…

При установке светильников на ценообразование влияют многие факторы. Перечислим основные из них:

1. Объём заказа на установку светильников.

2. Особенности конструкции светильника.

3. Необходимость сборки светильника.

4. Необходимость применения специального оборудования.

5. Особенности конструкции потолка.

6. Состояние и особенности стационарной проводки.

7. Необходимость демонтажа старых светильников.

8. Необходимость внесения изменений в схему и конструкцию люстры.

9. Наличие дефектов (заводского брака).

10. Необходимость доделывать или переделывать чужую работу.

Теперь рассмотрим перечисленные факторы подробнее.

Первый фактор, влияющий на ценообразование — объём заказа на установку светильников.

К сожалению, никому (ни одной службе, ни одной фирме, ни одному частному электрику) не выгодно выполнять маленькие заказы. А бывают они не так уж редко — до половины всех заказов на установку светильников как раз из этой категории.

Чтобы разрешить возникший парадокс, было придумано понятие «минимальная сумма заказа».

Например, у нас минимальная сумма заказа на установку люстры сейчас составляет 2000 рублей, в то время как установка простой люстры по прейскуранту может стоить 1000 рублей или даже несколько меньше.

Получается, что цена на установку двух простых люстр и установку одной люстры одинакова. Оба варианта соответствуют понятию «минимальная сумма заказа». В нашем примере — 2000 рублей.

Таким образом, чем крупнее заказ (чем больше светильников надо установить), тем меньше цена на установку одной светотехнической единицы (люстры, подвеса, бра и других). И наоборот, чем меньше заказ, тем дороже установка одного светильника.

Второй фактор ценообразования — особенности конструкции светильника (люстры, подвеса, бра и других).

С точки зрения установки абсолютное большинство светильников представлено двумя типами конструкции.

  1. Люстры и подвесы, предназначенные для установки на крюк
  2. Люстры и подвесы, предназначенные для установки на монтажную рейку.

Конструкция, где установка связана с прикручиванием рейки к потолку в последнее время становится все больше и больше. Хотя, безусловно, конструкция имеет ряд неудобств. Она требует применения электроинструмента (перфоратора) при установке, и поэтому её установка стоит дороже.

Существуют светильники, которые крепятся непосредственно к потолку за счёт отверстий в корпусе (потолочные «тарелки», подвесы, оборудованные тросами и др.). Светильники такой конструкции можно условно приравнять к светильникам, устанавливаемым на рейку. Для их установки тоже как правило нужен перфоратор.

Есть и третий вариант. Редко встречающийся. Но как правило более дорогой, чем первые два перечисленные. Это эксклюзивные светильники. К ним можно отнести крупные люстры дворцового типа, которые иногда достигают нескольких метров в высоту и нескольких метров в диаметре. Это могут быть эксклюзивные дизайнерские светильники с нестандартными вариантами крепления или встроенные в потолок. Причем здесь не имеются в виду маленькие встроенные в потолок светильники. Бывают светильники, исполняющие функции люстры, поэтому их тоже отнесем к эксклюзивным. Цена на их установку зависит от  переговоров, скажем так. На то это и эксклюзив, он оценивается по-разному, но дороже, чем среднестатистическая люстра.

Третий фактор — необходимость сборки светильника.

Часть люстр и бра поставляется с завода (фабрики) в готовом (собранном) виде. В таком случае остаётся только открыть упаковку, повесить люстру, подсоединить электрические контакты… И люстра установлена.

Однако многие светильники (в основном, люстры) для удобства транспортировки упаковываются и продаются в разобранном виде. Такие люстры надо собирать — одни модели люстр собираются перед установкой, другие — в процессе установки, на весу. Порой задача сборки люстры оказывается весьма трудоёмкой — требует аккуратности и терпения от мастера, а также значительных временных затрат.

Естественно, сборка люстры оплачивается дополнительно. Наценка за сборку люстры может значительно варьировать в зависимости от сложности. Заводской брак и недокомплект составных частей (в т. ч. крепёжных деталей) также могут повлиять на стоимость сборки светильника.

Четвёртый фактор — необходимость применения специального оборудования.

В принципе, в зависимости от конкретных условий, при установке светильников может потребоваться различное оборудование — от табуретки до приборов диагностики систем неонового освещения или передвижной электроизмерительной лаборатории.

Электроизмерительная лаборатория — это, конечно, экзотика, а вот профессиональные лестницы и вышки при установке люстр приходится использовать довольно часто, поскольку всё, что расположено выше 2,75 метров среднестатистическому мужчине делать с табуретки как минимум неудобно.

Если заказчик готов предоставить мастеру собственную лестницу надлежащего качества, то люстра устанавливается на высокий потолок по базовой цене.

Если нужно доставить нашу лестницу на объект (а потом увезти её), это оплачивается дополнительно.

Существуют помещения (залы дворцов, кинотеатров, гостиные крупных коттеджей и др.), где высота потолков может достигать 5-6 метров и более. При необходимости установить люстру на такой потолок применяются профессиональные раздвижные лестницы. В некоторых случаях приходится использовать вышки-туры.

Пятым фактором ценообразования являются особенности конструкции потолка.

В нашей службе этот фактор отдельно не рассматривается. То есть у нас конструкция потолка на ценообразование не влияет. Но другие мастера или фирмы часто обращают внимание на это. И возможно, что такой подход имеет право на существование. Потому что в зависимости от конструкции потолка установка люстры может быть более или менее трудоемкой — требовать применения специальных крепежей или наоборот не требовать их. Конечно, чем сложнее работа, тем дороже она должна стоить.

Например, во многих современных новостройках на месте крепления люстры, на месте крюка находится пустота. Если там вывешен крюк козьмодемьянского завода с белой заглушкой, то это ещё полбеды. А во многих домах его заштукатуривают мягкой штукатуркой или еще хуже подкладывают пенопласт или заливают  это отверстие монтажной пеной. И когда вы начинаете сверлить отверстие для установки рейки, вся эта штукатурка сыпется, и рейку становится прикрепить не к чему. Приходится эту всю работу недобросовестных строителей расковыривать и штукатурить это место гипсом.

Удовольствие, я вам скажу, ниже среднего. Конечно, это все довольно трудоемко и данная проблема многими фирмами укладываются в ценообразование. У нас, повторяюсь, такого нет, но, может быть, мы этот момент пересмотрим.

Ещё нужно добавить, что иногда нужно снимать или наоборот устанавливать крюк, то есть, если люстра предназначена к установке на крюк, а крюк утрачен — это тоже дополнительный фактор ценообразования.

Шестой фактор ценообразования — состояние стационарной проводки.

Известно, что стационарная проводка может быть в прекрасном состоянии, то есть подсоединятся к ней сплошное удовольствие. Но так же она может в ужасном состоянии. Иногда бывает так, что легче, чтоб ее там и не было. Лучше бы новую протянуть, чем возиться со старой. Но протяжка новой проводки связана с массой деструктивных действий по отношению к отделке. Поэтому приходится приводить в порядок существующую проводку.

Какие при этом возникают проблемы?

Первое — люди, которые называют себя электриками, в большинстве своём не умеют зачищать провода. Они зачищают их криво, неаккуратно, рвут изоляцию, прорезают последнюю оболочку, которая защищает токоведущие жилы.

Приходится эти провода перезачищать, восстанавливать с помощью изоленты, термоусадочной трубки. Иногда легче кусок поврежденного провода обрезать — укоротить стационарный провод. Конечно, это можно делать только в том случае, если это укорачивание произойдет без ущерба для удобства монтажа и подсоединения светильника.

Вторая проблема — это старая изношенная проводка. На первом месте кучу проблем доставляет алюминий. Мало того, что алюминий неправильно зачищается, но еще проблема самого алюминия есть. То есть алюминиевые провода здорово ломаются. Старая алюминиевая проводка, к которой множество раз присоединяли люстру, очень часто ломается на выходе из потолка, приходится расковыривать потолок и удлиняться с помощью клемника, чтобы заставить ещё поработать старую проводку.

Следующий момент. Часто псевдоэлектрики, домашние мастера, или женщина попросила соседа зайти на чай, и заодно повесить люстру. И очень часто к стационарной алюминиевой проводке прикручены провода люстры. Эта скрутка меди с алюминием способствует выгоранию проводки. Чем меньше нагрузка, тем медленнее этот процесс идёт, чем больше нагрузка, тем быстрее соответственно.

Устанавливая такие светильники мы очень много размотали таких соединений, то есть меди с алюминием. Состояние бывает различное. Начиная от того, что 10 лет простояло и ничего, заканчивая такой эрозией проводов, что приходится обрезать эти контакты и перезачищать. Кстати, крайний вариант скрутки меди с алюминием это электротехническая авария.

В частности, была авария, когда локальный перегрев меди с алюминием в светильнике дошёл до такой степени, что прогорела изоляционная лента, и произошло короткое замыкание, проплавив при этом металлический колпак. Надо вешать люстры нормально и до такого не доводить. Потому что это очень неприятная ситуация. Мало того, что авария произошла и квартира была обесточена на несколько часов… При неисправной автоматике такая ситуация может вообще вызвать пожар. Добавьте сюда психологический стресс хозяев. Это иллюстрация того, что не надо скупиться на электрика. Нормальному электрику заплатите и живите спокойно.

То есть состояние стационарной проводки влияет на ценообразование, чем больше приходится исправлять недостатки стационарной проводки, тем дороже стоит установка светильника.

Седьмой фактор — необходимость демонтажа старых светильников или временных точек освещения.

Если квартира или другое помещение не новое или не сразу после ремонта, то часто бывает, что на месте устанавливаемой люстры висит старая люстра, её надо демонтировать.

Во многих фирмах, у многих частных электриков услуга демонтажа светильников платная. У нас к этому вопросу подход двоякий. Если демонтаж не представляет собой особых сложностей, то демонтаж мы производим бесплатно. Если какие-то возникают сложности, то демонтаж у нас платный.

Что это за сложности?

Это в первую очередь сама старая люстра, если это эксклюзивная, тяжелая люстра, чем тяжелее она будет, тем дороже демонтаж.

Второе — плохое состояние крюков или крепежных элементов, то есть когда люстру тяжело снять. Когда крюк сделан так, что он находится в близкой плоскости потолка и само стаскивание люстры с крюка получается очень сложным. Или когда крюк плохо закреплен, когда он смещается и усложняет снятие люстры.

И третий вариант, когда сорваны крепежи на саморезах рейки. Поэтому культура работы с крепежом очень низкая, поэтому вам еще один фактор говорящий о том, что лучше хорошему электрику нормально заплатить, чем потом переплачивать из-за того, что работали чудаки на букву «М»…

Иногда для установки светильников приходиться снимать какие-то украшения с потолка. Типичный пример — пенопластовые или полиуретановые розетки, имитирующие лепнину. приходится Когда ставится люстра с широкой плоскостью крепления к потолку. Характерный пример — это люстра с дистанционным управлением. Если до этого висела люстра, прикрепленная на крюк и потолок был украшен пенопластовой розеткой, то при этом розетку приходится снимать.

Существуют лепные розетки не вот эти вот смешные, а настоящие гипсовые. Честно говоря, они массивнее, чем пенопластовые или полиуретановые розетки. Мы их снимать категорически не рекомендуем. Лучше откажитесь от люстры с дистанционным управлением и повесьте классическую. Эти розетки лепные находятся в нормальных домах с красивыми высокими потолками в сталинских, царских и нет никакого смысла вешать достаточно плоскую люстру с дистанционным управлением.

Последний фактор, который возможно, соответствует второму фактору, то есть конструкция самой люстры — это необходимость внесения изменений в конструкцию. Тут следующие есть моменты. Первая — внесение изменений в электрическую схему. И второе — это изменение системы крепления к потолку.

Если люстра предусмотрена на то, что она будет включаться в две клавиши, а нужно чтоб она работала как одноклавишная. Оно довольно легко делается, но тем не менее, это изменение.

Второе — это когда наоборот — люстра предназначена на одноклавишное включение, а нужно сделать чтобы была двухклавишной. Это очень сложное изменение. Иногда его невозможно выполнить. В большинстве случаев возможно, просто это стоит дополнительных денег, достаточно не дешево, потому что это очень кропотливая работа. Бывает вариант, когда при замене люстры приходится менять выключатель именно из-за несоответствия схемы работы люстры и схемы выключателя. Конечно, замена выключателя оплачивается дополнительно. Мы не рассматриваем это как фактор ценообразования при замене люстры, а просто как дополнительные работы.

Что касается изменения крепления люстры, бывает так что на рейку устанавливается рым и люстра в таком случае крепится к крюку, не к потолку посредственно за счет рейки, а к крюку. Многие люстры так выглядят симпатичнее. Таким образом можно сохранить крюк. Если речь идёт о современном крюке или о хрущёвском или о брежневском крюке, то их не жалко, они все равно сделаны из гвоздя или арматуры и их смысла нет сохранять. А есть очень хорошие крюки царские, сталинские, ранние хрущевские крюки – мощные, массивные — их выбрасывать ради прихоти установки этой люстры, которую, может, вы через пять лет поменяете, никакого смысла нет. Поэтому нужно попытаться крюк сохранить, люстру вывесить. Другое дело, то нельзя каждую люстру вывесить, если люстра ассиметричная, то крюк хочешь, не хочешь приходится снимать, потому что никак ее не поставить — она будет перевешиваться смешаться в сторону более тяжёлой части.

В этом пункте следует остановиться на заводском браке. К сожалению, некоторая часть светильников, даже тех, что продаются в сборе, имеет заводской брак. Возможно, это кому-то покажется несправедливым, но устранение заводских дефектов в большинстве случаев подлежит дополнительной оплате.

В конце концов, мастер устанавливающий люстру (или другой светильник) совершенно не виноват в том, что светильник оказался бракованным. Не он сделал этот светильник, и не он покупал его. У мастера не было вообще никаких шансов предотвратить покупку бракованного светильника! У покупателя шансы, пусть и призрачные, были. Всё-таки покупатель должен проверять, что он приобретает, хотя понятно, что проверить не всегда легко.

Сколько стоит повесить люстру при наличии производственного дефекта? Обязан ли заказчик доплачивать за его устранение? Эти вопросы вызывают ожесточённые споры и приводят к конфликтам.

Сколько стоит повесить люстру при наличии производственного дефекта? Обязан ли заказчик доплачивать за его устранение? Эти вопросы вызывают ожесточённые споры и приводят к конфликтам.

Что касается люстр, которые идут в разобранном состоянии, типичная проблема у них — это недокомплект. То есть мастеру приходится из своих запасов запчасти крепежные доставать, либо идти в магазин потому, что есть неходовые детали, которые в наш комплект не входят.

Что касается люстр и бра, продаваемых в сборе, с ними тоже хватает проблем. Помимо брака как такового, существует масса конструкторского дебилизма. Многие люстры без применения «хитростей» невозможно установить так, чтобы они висели ровно.

С люстрами, устанавливаемыми на рейку, случается аналогичная проблема.  или невозможно прикрутить к потолку, чтобы она не сползала на одну сторону.

Это как пример, потому что дефектов масса…

Бывают дефекты… Например, встречались ситуации, когда рожок просто отваливался от корпуса. Там была повреждена резьба, к счастью, её удалось напильником подправить и собрать этот рожок обратно. В принципе, это очень нехороший дефект, причем допущенный предприятием по изготовлению достаточно дорогих светильников.

Итак, мы рассмотрели основные факторы, от которых зависят цены на установку светильников. Теперь Вы знаете, из чего складываются цены, за счёт чего они могут увеличиваться или наоборот, уменьшаться.

Надеемся, что данная статья поможет Вам быть более внимательными при выборе и покупке светильников, а также поможет Вам найти общий язык с мастерами, которые будут эти светильники устанавливать.

И таки да, не гоняйтесь за дешевизной! Рецепт успеха как обычно прост. Не пытайтесь сделать из дерьма конфетку и уважайте труд настоящих профессионалов!