Как Вы думаете — почему в конце заголовка статьи мы решили поставить знак вопроса?

Не будем томить посетителей нашего портала неопределённостью и ответим сразу — потому что речь пойдёт о манипуляциях заказчиков / потребителей услуг электрика.

Бывает, звонит потенциальный заказчик в аварийную службу (центр бытовых услуг, ремонтно-строительную фирму или частному электрику) и безапелляционно утверждает, что ему требуется замена выключателя. Неопытные диспетчеры и не совсем грамотные подрядчики (исполнители) могут в это поверить. Да и хочется ведь верить, что работа предстоит лёгкая — эка невидаль, ма-а-аленький выключатель заменить!

Замена выключателя как этап
аварийно-восстановительных работ

Замена выключателя (либо нескольких выключателей, блоков выключателей и многопостовых систем электроустановочных изделий) вполне может рассматриваться как этап аварийно-восстановительных работ. Однако устранению неисправности обычно предшествует диагностика. Аварийный электрик обязан выявить реальную причину аварии, характер возникшей неисправности (или нескольких неисправностей) и определиться с глубиной (объёмом) вмешательства.

Когда замена не требуется

Во многих случаях отсутствие света обусловлено не поломкой выключателя, а совершенно другими причинами.

Более того, поломка выключателя может иметь характер признака другой (иерархически более высокой) электротехнической неисправности. Например, «залипание» клавиши выключателя может быть следствием устойчивого (не кратковременного) замыкания в светильнике или проводке группы освещения. До устранения подобного замыкания менять или ремонтировать выключатель бессмысленно — первая попытка включения света опять приведёт к «залипанию» нового или отремонтированного выключателя.